Ну вот добрался да компа.
Обещанный комментарий.
В свое время тоже озадачился вопросом не периодической смазки а постоянного смазывания.
Изобретать велосипед не стал, а купил смазчик цепи, благо в ту пору они уже продавались. Как я карячился с его установкой - это отдельная песня. А вот что мне насоветовали делать это с помощью моторного масла - так это как раз в твою тему.
Собирались мы тогда катнуть по Золотому кольцу, ну и я усиленно готовился. После установки сего девайса было решено испробовать его в тестовом режиме пробной поездки, чтоб думаю не колупаться в дороге со всей компанией.
Все заправил и принимаю решение съездить в Гороховец чайку попить в кафешке.
Короче доехал я до Дзержинского поворота, там после поста ГАИ АЗС, остановился заправится, слез с мотика и ох@ел ( извините, но не подберу другой эпитет, точно описывающий то состояние ).
Мало того, что практически весь мотоцикл был в дикой грязи - масло перемешанное с песком и пылью, так к нему еще и липло все летающее , размером мельче кирпича.
В таком же состоянии была и экипировка, в особенности вся левая половина, и даже шлем был липкий.
Поскольку штаны были тряпочные, я так и не смог их отстирать - высохнут, вроде чистые, но стоит проехать км -два, и они становились грязнее дороги. Было впечатление, что меня как шкурку, елозили по обочине - просто ужас.
В итоге штаны так и выкинул.
Куртка правда была кожанная, но это тоже , оказывается, малоутешительно.
Короче, без последствий отмылся только шлем.
Ну а знакомство со смазчиком цепи в моторном масле закончилось на той же заправке. Все оторвал и выкинул.
Теперь давай разберемся с вопросом смазки цепи на современных мотоциклах импортного производства - потому как я понимаю, разговор идет о них.
Для этого нужно выяснить устройство самой цепи и желаемый результат, коий мы хотим достич этой смазкой той самой цепи.
Так вот - цепи современных импортных мотоциклов дорожного исполнения ( мы здесь не рассматриваем кроссовые варианты использования цепей открытого исполнения - это другая песня. ) конструктивно выполнены с заложенной смазкой уже на стадии изготовления. А для сохранения заложенной смазки в сочленении звеньев достаточно длительный период, конструктивно применяются резиновые уплотнения в виде кольца ( существуют уплотнения круглого сечения, называемые О-ring , и уплотнения фигурного сечения, называемые Х-ring - но для рассматриваемого вопроса, это не существенно - подход и принцип работы у них идентичен, поэтому и смазки и порядок обслуживания тоже одинаков для обоих вариантов исполнения ).
Так вот в цепях подобного типа, мы смазываем не соединительные звенья цепи ( как это необходимо делать в цепях открытого типа - применявшиеся на отечественных мотоциклах в не такой далекой перспективе и на импортных мотоциклах , но уж в больно долекой перспективе ) а вот именно эти резиновые уплотнения.
Цель этой процедуры заключается в обеспечении комфортного режима работы резинового уплотнения, которое должно обеспечить герметичность узла сочленения, что в свою очередь приводит к долговечности цепи. То есть резиновые кольца должны быть в свою очередь защищены от разрушающего резину воздействия окружающей среды. И если уплотнение не пропускает смазку из узла и в тоже время не пропускает внешние вещества ( ввиде воды песка и т.п. ) в узел, то смазка, заложенная в сочленение на стадии производства замены не требует весь срок службы, а раз узел трения обеспечен требуемой смазкой и изолирован от воздействия агрессивной среды - этим и достигается долговечность цепи.
Но тогда встает вопрос - так как же обеспечить долговечность резиновых уплотнений, что в свою очередь обеспечит долговечность и надежность всей цепи в целом.
Тут помимо смазки, выполняющей роль защиты резиновых уплотнений и смазки пары трения цепь-звездочка необходима и промывка цепи, поскольку частицы абразивной пыли и песка, попадающие неизбежно в пару трения резиновое уплотнение - стальное звено цепи долговечности первому не добавляют, как понимаешь.
А у нас почему то обращают внимание на одной части вопроса - на смазке. И совсем не обращают внимание на не менее важный и более разрушительный момент - на грязную цепь.
Что толку мазать сверху , когда уплотнение в грязи в песке и в пыли.
Не менее важный вопрос как мазать. Некоторые совершают ошибку, я считаю, когда мажут цепь перед выездом или не за долго до старта, поскольку смазка не успевает провести реакцию пластификации, а при начале движения она просто слетает ( или разбрызгивается, если более понятно ).
Для себя усвоил следующее правило - производить смазку по приезду с покатушек. Смазал и оставил до следующего выезда.
Тогда встает вопрос - а чем же смазывать ?
На сегодняшний день существует несколько типов смазки притом разных производителей - от общеизвестной Мотюль в аэрозольной упаковке, до совсен экзотических и малоизвестных у нас, например Айпон. Так же есть как аэрозольные так и консистентные смазки. Из последних мне понравилась Кастрол. Если захочешь попробовать, могу подарить.
Так какими же свойствами должны обладать данные смазки ?
Во-первых, смазка должна быть нейтральна к резине - именно поэтому нельзя мыть цепь бензином, растворителями и прочими жидкостями, разрушающими резину. В противном случае подобный уход приводит к ее безвременной кончине.
Во-вторых, смазка должна обладать приличной адгезией ( прилипанием ) к материалу, в противном случае, она просто стекает. Хотя разные производители этот момент трактуют по разному.
У одних прилипаемость отличная ( например у Кастрола ) у других чуть хуже ( да хоть тотже Мотюль ), что сразуже заметно на мотоцикле - после применения одних смазок ничего не летит, а после применения других следы остаются. Но тут тоже есть НО. При хорошей адгезии смазка хорошо держится ( прилипает ) , но к ней хорошо прилипает и песок и пыль, а соответственно потребуется более тщательно и более часто производить мойку цепи.
В-третьих, смазка не должна смываться водой, просто потому, что на Земле случаются и осадки.
В четвертых, смазка, помимо всего прочего должна обеспечивать еще и смазку в паре трения скольжения цепь-звездочка.
А теперь давай посмотрим, отвечает ли моторное масло всем этим требованиям.
Во-первых, моторное масло не самый нейтральный продукт к резине.
Во-вторых, оно обладает не самыми выдающимися качествами в адгезии ( стекает падла )
В-третьих, водой то моторное масло смывается с поверхности с большим успехом, по причине не самой выдающейся прилипаемости.
Ну и в-четвертых, обеспечить надежную смазку узла цепь-звездочка по известным причинам оно тоже не может.
Отсюда напрашивается вывод - а стоит ли затевать весь этот процесс ради очень сомнительных преимуществ, которых нет, а вот грязи будет много.
Прошу рассматривать все выше сказанное, только как личное мнение, наблюдения и понимание вопроса, который в свое время тоже интересовал и изучением которого в меру сил занимался.
Если будут интересовать вопросы, не затронутые в этом кратком обзоре, буду рад ответить.
Удачи.